Анкетирование на тему артериальная гипертония

Результат анкетирования пациентов.

Данные получены при помощи самостоятельно разработанной анкеты.

Из рисунка2.1 видно, что в терапевтическом отделении ГАУЗ «Городская поликлиника №18»с артериальной гипертензией преобладают мужчины (62,5%). Это объясняется отсутствием у мужчин женских гормонов, которые оберегают женщин от этого заболевания.

Рис 2.1. Пол пациентов, находящихся в терапевтическом отделении ГАУЗ «ГП №18»с артериальной гипертензией.

Рис. 2.2. Возраст пациентов, находящихся в терапевтическом отделении «ГП №18» с артериальной гипертензией.

Рис. 2.3 Ответы пациентов на вопрос о том, часто ли их беспокоят проблемы с сердцем. Подавляющее большинство редко испытывают проблемы с сердцем.

Рис.2.4. Ответы пациентов на вопрос о том , как часто они измеряют АД.

Большинство не измеряют давление регулярно.

Рис. 2.5. Ответы пациентов на вопрос о лишнем весе. Данная диаграмма указывает что большинство страдающих от повышенного АД, имеют лишний вес.

Рис. 2.6 Ответы пациентов о количестве употребляемой соли. Большинство опрошенных затруднились ответить. Это говорит о том, что люди не следят за своим рационом.

Рис. 2.7 Ответы пациентов на вопрос о курении. Большинство испытуемых оказались не курящими.

Рис. 2.8 Ответы пациентов на вопрос об информированности о таком заболевании как атеросклероз. Подавляющее большинство пациентов не знают о таком заболевании.

Рис. 2.9. На вопрос об употреблении алкоголя, большинство опрошенных ответили «Да».

Рис. 2.10. Большинство пациентов затруднились ответить на вопрос о наследственной предрасположенности к ГБ.

Рис. 2.11 Ответы пациентов на вопрос о подверженности стрессам. Большинство испытывают стресс.

Рис. 2.12. Ответы пациентов на вопрос об активности в течение дня.

Подавляющее большинство ведут не активный образ жизни , мало двигаются.

Рис. 2.13. Ответы пациентов о наличии аппарата измерения АД в домашних условиях. Большинство пациентов не имеют.

Рис. 2.14. Ответы пациентов на вопрос о том, умеют ли они пользоваться аппаратом для измерения АД. Подавляющее большинство не умеют пользоваться.

Изучение роли медицинской сестры в диспансеризации больных с гипертонической болезнью.

1. Медицинская сестра выдает пациенту лист согласия и информированности. Пациент должен его внимательно прочитать и подписать.( Приложение №)

2. Далее анкетирование.(Приложение № )

3. Измерение основных физических показателей человека. Включает в себя взвешивание, измерение длины тела, окружности груди и живота.

4. Далее медицинская сестра выдает направление на анализы.

При подозрении на гипертоническую болезнь отправляют на анализ холестерина. Если показатели высокие направляют на 2 этап диспансеризации (липидограмму). Далее консультация врача-кардиолога.

Пациентка Иванова Евгения Владимировна, 63 года, поступила с жалобами на давящие, слабо интенсивные боли за грудиной, иррадиирующие в область левой лопатки, длительностью около 10 мин, возникающие при ходьбе на 50 м, купирующие самостоятельно в покое или через 1-2 минуты после приема нитроглицерина; интенсивные головные боли в затылочной области, шум в ушах на фоне повышения АД.

Из анамнеза. С 57 лет пациента стала отмечать появление болей в затылочной области головы, на фоне стресса. Обратилась к врачу,впервые было зарегистрировано повышение АД до 150/90 мм. рт. ст. По поводу повышенного АД не обследовалась, с гипотензивной целью принимала Адельфан в течение нескольких месяцев, затем самостоятельно отменила лечение. В настоящее время лечение не получает. Факторы риска: не курит, алкоголь не употребляет. Наследственность отягощена по сердечно-сосудистым заболеваниям: отец страдал АГ, умер в 60 лет от острого мозгового кровообращения.

ЭКГ: ритм правильный, ЧСС 82уд/мин. Признаки гипертрофии левого желудочка. Повышен холестерин. Была отправлена на липидограмму.

Пациентке поставлен диагноз: ИБС, стенокардия напряжения II ФК, постинфарктный кардиосклероз. АГ III стадии, 2-й степени.

Изучение роли медицинской сестры в работе «Школы здоровья. Артериальная гипертензия.»

1. А. Джон Кэмм, Томас Ф. Люшер, Патрик В. Серруис, пер. с англ. под ред. Е. В. Шляхто; ВНОК, Федер. Центр сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 1446 с.

2. Александров Ю.И.Психофизиология. Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2013. – 496 с.

4. Артериальная гипертензия в поликлинической практике. Осадчук М. А., Киреева Н. В., Корженков Н. П. Учебное пособие. Утверждено УМО. 2012, Москва.

5. Биверс Г. Артериальная гипертония/ Г. Биверс, Г. Лип, Э. О"Брайнен; пер. с англ. А.Н.Анваера; под ред .В.И.Метелицы. — М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2005. — 175 с.: ил. — Библиогр. в конце глав.

Анкета для пациентов

1. Укажите Ваш пол:

2. Укажите Ваш возраст

3. Часто ли Вас беспокоят проблемы с сердцем?

4. Регулярно ли Вы измеряете АД?

5. Имеется ли у Вас лишний вес?

6. Много ли Вы употребляете соли?

— Не могу ответить

— Курил, но бросил(а)

8. Знаете ли Вы что такое Атеросклероз?

9. Употребляете ли Вы алкоголь?

10. Болели ли Ваши родственники Гипертонической болезнью?

11. Испытываете ли Вы стресс, если да, то как часто?

12. Есть ли у Вас Атеросклероз?

13. Как много вы двигаетесь в день?

— Постоянно хожу пешком

— Постоянно за рулем

— Веду сидячий образ жизни

14. Есть ли у Вас аппарат для измерения давления?

15. Умеете ли Вы им пользоваться?

— Давление мне измеряют родственники/близкие

http://lektsia.com/6x5ee.html

Исследовательская работа по теме: «Профилактические аспекты деятельности медперсонала школы артериальной гипертонии»

«Сергиево – Посадское медицинское училище (техникум)»

Учебно – исследовательская работа по теме:

«Профилактические аспекты деятельности медперсонала школы артериальной гипертонии»

Выполнила: студентка 4 курса

Глава 1. Особенности профилактической работы среди пациентов, страдающих артериальной гипертензией

1.1 Классификация артериальной гипертензии…………………………………..5

1.2 Профилактические аспекты работы медперсонала школы артериальной гипертензии…. 8

1.3 Структурированная программа по обучению больных в школе артериальной гипертензии………………………………………………………………………. 11

Глава 2. Изучение динамики результатов работы школы артериальной гипертензии…………………………………………………………………………13

Артериальная гипертензия (гипертония) — стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше. Это заболевание, основным проявлением которого является повышенное артериальное давление. Проблема артериальной гипертонии достаточно серьезна.

Во-первых, это заболевание характеризуется высокой распространенностью. Артериальной гипертензией страдает 20–30 % взрослого населения. До 50-летнего возраста заболевание чаще наблюдается у мужчин, после 50 лет – у женщин. По оценке специалистов различных стран, каждый третий житель земного шара страдает артериальной гипертензией, в Российской Федерации – более 40% населения, из них 50% больных не знают о наличии у них этого заболевания.

Во-вторых, артериальная гипертония нередко протекает бессимптомно, особенно на ранних стадиях. Не случайно ее называют «безмолвным убийцей». Опыт показывает, что даже при очень высоком артериальном давлении самочувствие больного может оставаться хорошим. Такое субъективно спокойное течение артериальной гипертонии приводит к тому, что человек просто не знает о наличии у него серьезной патологии.

Так как артериальная гипертензия является основным фактором риска развития коронарной болезни сердца, цереброваскулярной болезни, хронической почечной недостаточности и хронической сердечной недостаточности, очень важно способствовать более тщательной заботе о собственном здоровье со стороны самих пациентов. В этой связи понятно, насколько актуально раннее выявление всех лиц с артериальной гипертензией.

Проблеме борьбы с артериальной гипертензией уделяется должное внимание министерствами и департаментами здравоохранения всех стран. Во многих странах мира, включая Россию, разработаны соответствующие программы, предусматривающие раннее выявление, лечение и профилактику заболевания.

В данном случае, немаловажную роль играют школы артериальной гипертензии.

Цель учебно-исследовательской работы – изучить профилактические аспекты деятельности медперсонала школы артериальной гипертензии.

1) изучить специальную медицинскую литературу по артериальной гипертензии и методам профилактики ее осложнений;

3) провести анкетирование среди пациентов, посещающих школу;

4) проанализировать динамику и эффективность реализации программы ведения занятий в школе артериальной гипертензии.

Для решения указанных задач и получения статистических материалов с целью их последующего анализа нами было проведено исследование на базе кардиологического кабинета поликлиники ГБУЗ МО «Сергиево-Посадская Районная Больница».

Глава 1. Особенности профилактической работы сред пациентов, страдающих артериальной гипертензией

1.1 Классификация артериальной гипертензии

Артериальная гипертония (АГ)- это хроническое заболевание, сопровождающееся стойким повышением артериального давления выше допустимых пределов (систолическое давление выше 139 мм рт.ст. или (и) диастолическое давление выше 89 мм рт.ст.).

Единой систематизации не существует, но чаще всего врачи используют классификацию, которая была рекомендована ВОЗ и Международным обществом по гипертензии (МОАГ) в 1999 году. По определению ВОЗ гипертоническая болезнь классифицируется, в первую очередь, по степени повышения АД, среди которых [2]:

Можно встретить классификаторы, в которых выделяют 4 степени гипертонической болезни. В этом случае третья форма характеризуется давлением от 180/110 до 209/119 мм рт. столба, а четвертая – очень тяжелая – от 210/110 мм рт. столба и выше. Степень (мягкая, умеренная, тяжелая) указывает исключительно на уровень давления, но не на тяжесть течения и состояния больного.

Кроме этого, медики различают три стадии гипертонии, которые характеризуют степень поражения органов. Классификация по стадиям:

сердечная недостаточность, инфаркт миокарда, стенокардия;

хроническая почечная недостаточность;

инсульт, гипертоническая энцефалопатия, преходящие нарушения кровообращения мозга;

со стороны глазного дна: кровоизлияния, экссудаты, отек зрительного нерва;

поражения периферических артерий, аневризма аорты.

При классификации гипертонической болезни учитывают и варианты повышения давления. Выделяют следующие формы:

систолическая – повышено только верхнее давление, нижнее – менее 90 мм рт. столба;

диастолическая – повышено нижнее давление, верхнее – от 140 мм рт. столба и ниже;

лабильная – давление повышается на короткое время и нормализуется само, без препаратов.

Некоторые разновидности и стадии заболевания не отражены в классификации и о них стоит рассказать отдельно.

Это наиболее тяжелое проявление артериальной гипертонии, при котором давление повышается до критических показателей. В результате нарушается мозговое кровообращение, поднимается внутричерепное давление, возникает гиперемия мозга. Больной испытывает сильные головные боли и головокружение, сопровождающиеся тошнотой или рвотой.

Гипертонические кризы в свою очередь делятся по механизму повышения давления. При гиперкинетической форме поднимается систолическое давление, при гипокинетической – диастолическое, при эукинетическом кризе растет и верхнее, и нижнее.

В данном случае речь идет об артериальной гипертензии, которая не поддается лечению медикаментами, то есть давление не снижается даже при использовании трех и более препаратов. Эту форму гипертонии легко спутать с теми случаями, когда лечение неэффективно по причине неверно поставленного диагноза и неправильного выбора лекарственных средств, а также по причине несоблюдения больным назначений врача.

Данный термин в медицине означает состояние, при котором повышение давления случается только в медицинском учреждении во время измерения давления. Не стоит оставлять такое, на первый взгляд, безобидное явление без внимания. По мнению врачей, может наступить и более опасная стадия болезни.

1.2 Профилактические аспекты работы медперсонала школы артериальной гипертензии

Гипертензию с полным на то основанием называют «бичом» XXI века. Это одно из самых распространенных в мире человеческих хронических недугов, с которым после 40 лет сталкивается каждый 10-й, после 50 лет – каждый 5-й, а после 60 лет – чуть ли не каждый третий человек. [1]

По оценке специалистов различных стран мира, 20-25% взрослого населения индустриально развитых стран страдает артериальной гипертензией. Ежегодно выявляется до 500 тыс. больных, 30-40% которых не знают о своем заболевании.

Цель организации школы для пациентов с артериальной гипертензией – дать представления о заболевании, осложнениях, появляющихся в процессе развития болезни, и путях их предупреждения. Актуальность такой формы работы с больными артериальными гипертензиями подтверждается изданием Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.01.2003 г. № 4 «Положение об организации деятельности школы здоровья для больных с артериальной гипертонией». [4]

Понимание пациентом того, что происходит в организме – первый шаг на пути успешного лечения. Только обладая некоторыми знаниями об артериальной гипертензии, пациент вместе с лечащим врачом сможет более сознательно, а значит и эффективно бороться с этим заболеванием.

Основной метод обучения включает в себя лекционный курс, практические занятия по обучению навыкам самоконтроля с последующим ведением дневника. Формирование учебных групп, составление графика учебных занятий, ведение картотеки пациентов и оповещение пациентов по телефону, а также контроль посещаемости занятий пациентами осуществляет медсестра школы артериальной гипертензии. Врач и медицинская сестра при проведении практических занятий могут использовать имеющиеся в их распоряжении наглядные материалы. Больным на руки выдаются методические пособия «Рекомендации для больных АГ», памятки для пациентов. Особое внимание уделяется умению пациента анализировать полученные данные и прогнозировать предкризовые состояния для своевременного оказания себе самостоятельной помощи.

На практических занятиях больные, а также лица с наличием у них факторов риска возникновения артериальной гипертензии знакомятся с правилами поведения для изменения образа жизни, узнают о возможности воздействия на управляемые факторы риска, учатся контролировать свое артериальное давление, учитывать его реакцию на проводимую терапию.

Большой интерес у слушателей школы вызывает занятие, посвященное немедикаментозным методам лечения АГ. Рекомендации по организации режима труда и отдыха, диеты, лечебной физкультуры и других воздействий подбираются индивидуально для каждого участника школы. Медперсонал школы обращает особое внимание пациентов на необходимость отказа от табакокурения и употребления алкоголя, увеличение физической активности больных, а также борьбе с избыточной массой тела у лиц с ожирением.

Обосновываются принципы комбинированной медикаментозной терапии. Чаще гипотензивное лечение заключается в комплексном подборе препаратов с разными механизмами снижения артериального давления.

Организация профилактического измерения АД у лиц с факторами риска, мониторинг АД при наличии АГ влияют на степень приверженности пациента к лечению. После занятий в школе наблюдается увеличение числа пациентов с артериальной гипертензией, регулярно принимающих гипотензивные препараты. На степень приверженности пациента к лечению влияют следующие факторы: пол, возраст, уровень образования, личностные особенности пациента. Определенное значение имеют эффективность лечения (достижение целевого уровня АД), сложность режима терапии (количество таблеток в день, частота приема, фиксированное время приема), побочное действие, стоимость препаратов. Кроме того, немаловажную роль играют также характер заболевания, «врачебный» фактор (компетентность и «добросовестность» врача и медицинской сестры кабинета профилактики), информированность больного, качество жизни пациента.

Пациенты, прошедшие такие школы, обретают реальные шансы значительно расширить ареал имеющихся жизненных интересов и реализовать свои способности в сфере общественно-полезного труда.

Несомненно, широкое внедрение разработанных программ и наглядных пособий в медицинскую практику будет полезным как для пациентов, так и для врачей в их повседневной работе.

1.3 Структурированная программа по обучению пациентов в школе артериальной гипертензии

За год в школе артериальной гипертензии обучение проходят примерно 150-180 человек, из них 70% — пенсионеры и 30% — работающее население. При формировании групп для занятий медицинская сестра объединяет пациентов по следующим критериям: возраст, трудоспособное население, беременные, лица с отсутствием эффекта от применяемой антигипертензивной терапии. К занятиям в школе медицинская сестра привлекает пациентов с факторами риска и их родственников, а также беременных с артериальной гипертензией. Группа состоит из 10-15 человек, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому пациенту. Длительность занятия – около часа, частота – один раз в неделю, всего занятий пять.

Обучающиеся знакомятся с анатомией и физиологией сердечно-сосудистой системы, получают основные понятия об артериальном давлении, артериальной гипертензии, современной трактовке нормативов АД. Пациенты изучают возможные причины возникновения АГ, в том числе понятие о факторах риска ее развития. Вместе с преподавателем выясняют вероятную этиологию болезни у себя. Им объясняют, каковы возможные механизмы развития АГ, в чем заключаются основные клинические проявления заболевания, его возможные осложнения.

На этом практическом занятии обучающиеся знакомятся с методикой измерения АД. Им рассказывается о существующих видах аппаратов для измерения АД. Изучаются правила измерения АД. Объясняется необходимость мониторинга АД, ведения дневника больного АГ.

Применение немедикаментозных методов лечения. Показания. Виды терапии (диета, лечебная физкультура, трудотерапия, физиотерапия и др.)

Современные подходы к терапии АГ. Медикаментозная терапия гипертонической болезни. Критерии эффективности лечения. Характеристика основных групп препаратов, применяемых при лечении гипертонической болезни.

Профилактика и неотложная доврачебная помощь при гипертонических кризах.

Основной принцип всех занятий в школе – закрепление каждой изученной темы на последующих занятиях.

Глава 2. Изучение динамики результатов работы школы артериальной гипертензии

Наше исследование проводилось на базе поликлиники ГБУЗ МО «Сергиево-Посадская Районная Больница». С цель получения достоверных результатов по изучению динамики работы школы нами были разработаны анкеты для одной из обучающихся групп пациентов. Анкетирование проводилось на начальном, а затем на завершающем этапе курсовых занятий в школе артериальной гипертензии. Обязательным условием для всех пациентов исследуемой группы являлось регулярное посещение всех занятий согласно расписанию, а также четкое и неукоснительное соблюдение всех рекомендаций врача и медицинской сестры.

При составлении анкет нами были использованы вопросы тестового типа. Анализируя заполненные пациентами анкеты, мы применили метод группировки. В ходе анализа результатов анкетирования мы поставили перед собой две задачи:

охарактеризовать, в общем, пациентов обучающейся группы на начальном этапе занятий с акцентом на имеющиеся проблемы со стороны здоровья, образа жизни и отношения к самому себе;

дать сравнительную характеристику основных пунктов анкеты, отражающих динамику явлений, качеств, понятий действий пациентов по окончанию курса занятий в школе артериальной гипертензии.

Наблюдаемая нами группа пациентов состояла из 15 человек, среди которых мужчин – 5 человек, женщин – 10 человек. Возрастная категория – от 40 до 69 лет.

В результате анализа анкет мы получили следующие результаты:

— средний возраст пациентов исследуемой группы – 54 года, диагноз – гипертоническая болезнь 2 стадии;

— только 7 человек из группы регулярно наблюдаются и обследуются у врача-кардиолога и интересуются специальной или научно-популярной литературой по своему заболеванию;

— все 15 пациентов ранее уже посещали школу гипертонической болезни;

— из пациентов наблюдаемой группы абсолютно все знают о возможных осложнениях, однако, только пять человек из пятнадцати регулярно сдают анализ крови для контроля уровня холестерина;

— только 9 человек соблюдают предписанную врачом диету; 10 человек ежедневно контролирует свое артериальное давление;

— 7 человек из группы страдает ожирением; 2 человека употребляют алкоголь (7 человек ответили «употребляю, но иногда») и 5 человек являются курильщиками;

— все 15 пациентов знают о необходимости избавления от лишнего веса и вредных привычек;

— абсолютно все пациенты знают, как вести себя в стрессовой ситуации и как оказывать самому себе помощь при ухудшении самочувствия;

— 4 человека из исследуемой группы ответили, что нуждаются в психологической поддержке.

Анализируя большинство пунктов анкеты, предложенной пациентам исследуемой группы в конце обучения можно сделать вывод, что в ходе проведенных занятий значительно изменилось в лучшую сторону отношение пациентов группы к своему здоровью, поскольку пациенты получили от медперсонала школы исчерпывающую информацию относительно самого заболевания, его осложнений, правил самоконтроля и самопомощи, методов профилактики возможных осложнений.

Так, например, стали соблюдать предписанную врачом диету и регулярно контролировать свой вес 13 человек из 15; 12 человек стали интересоваться научно-популярной литературой по своему заболеванию; 5 курильщиков сообщили, что попытаются бросить курить; из 9 человек, употребляющих алкоголь даже эпизодически семеро вообще отказались от приема алкоголя; все 15 человек стали регулярно контролировать уровень холестерина в крови и артериальное давление. И, наконец, 14 человек из 15 заявили в конце обучения, что в ходе занятий получили адекватную психологическую поддержку от медперсонала школы артериальной гипертензии.

Как показывает практика, успешно контролировать течение гипертонической болезни удается далеко не всем пациентам. Самая распространенная причина – это элементарное отсутствие информации о болезни, ее симптомах, о методах лечения и профилактики осложнений, а также о приемах правильного и эффективного самоконтроля своего заболевания.

В настоящее время Всемирная Организация Здравоохранения официально признала обучение полноправным методом лечения хронических заболеваний, таким же важным, как прием лекарств или проведение хирургических операций. [5]

Обучение людей, страдающих артериальной гипертензией, методам самоконтроля, «управления» своей болезнью представляет собой важнейший и реальный элемент улучшения качества помощи больным с целью профилактики осложнений и дальнейшей инвалидизации. Врачи и медицинские сестры делают все возможное, чтобы научить пациентов «управлять» своей болезнью.

Школа артериальной гипертонии рекомендуется всем пациентам, которые заботятся о своем здоровье и намерены качественно улучшить свое состояние и обеспечить себе активное долголетие.

Бакшеев В.И., Коломоец Н.М. «Гипертоническая болезнь. Как жить и выжить. Учебно-методическое пособие к занятиям в школе больного гипертонической болезнью М.: ИКФ «Каталог 2012. Издание 4-е, дополненное и исправленное.

Бакшеев В.И., Коломоец Н.М., Турсунова Г.Ф. Клиническая эффективность работы школы больного гипертонической болезнью на амбулаторно-поликлиническом этапе. Терапевтический архив, 2009, Т. 77. № 11.- С. 49-55

Гинзбург М.М., Крюков Н.Н. Ожирение. Влияние на развитие метаболического синдрома, профилактика и лечение. М. «Медпрактика-М» 2010. 172 с.

Гогин Е.Е. Гипертоническая болезнь. Новое в диагностике и лечении. Москва 2007. – 400 с.

Крюков Н.Н., Ларина Т.А., Осипов Ю.А. Образовательные школы диагностики и лечения артериальной гипертензии. Самара, «Содружество Плюс» 2014. 194 с.

Поляков В.П., Мовшович Б.Л., Савельева Г.Г. Кардиологическая практика: Руководство для врачей в 2-х томах. Самара 2004 г.

1. Ваш возраст _________

2. Пол ________________

3. Как давно Вы страдаете гипертонической болезнью? _________

4. Какая стадия гипертонии у Вас обнаружена? _______________

5. Регулярно ли Вы посещаете врача-кардиолога?

6. Посещали ли Вы раньше школу гипертонической болезни?

7. Читаете ли Вы какую-либо литературу об артериальной гипертензии?

8. Соблюдаете ли Вы рекомендуемую диету?

9. Страдаете ли Вы ожирением?

10. Контролируете ли Вы ежедневно свое артериальное давление?

12. Употребляете ли Вы алкоголь?

13. Регулярно ли Вы контролируете уровень холестерина в крови?

14. Знаете ли Вы о необходимости избавления от лишнего веса и вредных привычек?

15. Знаете ли Вы о возможных осложнениях при данном заболевании?

16. Вы систематически принимаете препараты, назначенные врачом?

17. Знаете ли Вы как вести себя в стрессовой ситуации (с учетом Вашего заболевания)?

18. Знаете ли Вы как оказать себе помощь при ухудшении самочувствия?

19. Нуждаетесь ли Вы в психологической поддержке?

1. Ваш возраст_________

3. Регулярно ли Вы посещаете врача-кардиолога?

4. Читаете ли Вы какую-либо литературу об артериальной гипертензии?

5. Знаете ли Вы, гипертонической болезнью какой стадии Вы страдаете?

6. Соблюдаете ли Вы рекомендованную при артериальной гипертензии диету?

7. Страдаете ли Вы ожирением?

8. Контролируете ли Вы ежедневно свое артериальное давление?

9. Употребляете ли Вы алкоголь?

10. Регулярно ли Вы контролируете уровень холестерина в крови?

11. Знаете ли Вы о возможных осложнениях при гипертонической болезни?

12. Знаете ли Вы как вести себя в стрессовой ситуации (с учетом Вашего заболевания)?

13. Знаете ли Вы как оказать себе помощь при ухудшении самочувствия?

14. Нуждаетесь ли Вы в психологической поддержке?

http://zodorov.ru/issledovateleskaya-rabota-po-teme-profilakticheskie-aspekti-de.html

Результаты анкетирования по выявлению уровня информированости населения о факторах риска артериальной гипертонии. Оценка качества работы школ здоровья. Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Сойхер Вячеслав Михайлович, Минеева Т. Н.

В рамках проведения мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в Краевом центре медицинской профилактики было проведено анкетирование 1092 респондентов с целью оценки уровня информированности населения о факторах риска артериальной гипертонии. Выявлено, что наиболее осведомлены о факторах риска артериальной гипертонии (АГ) школьники старших классов (группа спортсменов) 100%. Синдром повышенного АД начинает формироваться еще в молодом возрасте (респонденты старше 20 лет), но знания приходят в старших возрастных группах. Самую низкую осведомленность показали респонденты в возрасте 30-39 лет. Делается вывод о смещении информируемого контингента в сторону более молодого возраста. Оценена эффективность деятельности Школ здоровья в Приморском крае.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Сойхер Вячеслав Михайлович, Минеева Т.Н.,

As part of activities to promote healthy lifestyles in the regional center of medical prevention was conducted in 1092 survey respondents to estimate ki awareness of the risk factors for hypertension. Revealed that most are aware of the risks of hypertension secondary school students (a group of athletes) and 100%. The syndrome of increased blood pressure begins to form even at a young age (respondents aged 20 years), but knowledge comes in the older age groups. Showed the lowest awareness of respondents aged 30-39 years. It is concluded that bias aside apprised contingent of younger age. The effectiveness of the Schools Health in the Prymorsky region.

Текст научной работы на тему «Результаты анкетирования по выявлению уровня информированости населения о факторах риска артериальной гипертонии. Оценка качества работы школ здоровья.»

© В.М. Сойхер, Т.Н. Минеева, 2011 УДК 614.2:614.4(470+571)

В.М. Сойхер, Т.Н. Минеева

результаты анкетирования по выявлению уровня информированности НАСЕЛЕНИЯ О фАКТОРАх РИСКА АРТЕРИАЛЬНОЙ гИПЕРТОНИИ. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОТы ШКОЛ ЗДОРОВЬЯ

Приморский краевой центр медицинской профилактики, Владивосток

В рамках проведения мероприятий по пропаганде здорового образа жизни в Краевом центре медицинской профилактики было проведено анкетирование 1092 респондентов с целью оценки уровня информированности населения о факторах риска артериальной гипертонии. Выявлено, что наиболее осведомлены о факторах риска артериальной гипертонии (АГ) школьники старших классов (группа спортсменов) — 100%. Синдром повышенного АД начинает формироваться еще в молодом возрасте (респонденты старше 20 лет), но знания приходят в старших возрастных группах. Самую низкую осведомленность показали респонденты в возрасте 30-39 лет. Делается вывод о смещении информируемого контингента в сторону более молодого возраста. Оценена эффективность деятельности Школ здоровья в Приморском крае.

Ключевые слова: артериальная гипертензия, факторы риска, информированность населения, школы здоровья

В последние 15 лет общая заболеваемость населения России постепенно растет. В перерасчете на 100 тысяч населения ее показатели увеличились на 36,5%. При этом число случаев болезней системы кровообращения, приводящих к смертности возросло на 96% [2,3]. Заболеваниями сердца и сосудов страдает около 20% населения страны (19,4 тыс. на 100 тыс. населения).

В Приморском крае первичная заболеваемость сердечно-сосудистой системы за 2008-2010 гг. увеличилась на 18,6%, а заболеваемость, связанная с повышением артериального давления (АД) — на 55%. Несмотря на снижение количества умерших от сердечно-сосудистой патологии (на 4,4%), смертность от острого инфаркта миокарда возросла на 31,7%, а от мозгового инсульта на протяжении — сохраняется приблизительно на одном уровне (ее показатели колеблются от 283,0 до 285,4 на 100 тысяч населения).

Причинами высокой смертности и неудовлетворительных показателей здоровья населения края являются:

— социально-экономические (бедность, стресс, вредные привычки, неблагоприятная экологическая обстановка);

— длительное недофинансирование системы здравоохранения и недостаточная нормативно-правовая база;

— слабая (несовершенная и нефинансируемая) система медико-санитарного просвещения населения и организация пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ), в результате — низкая приверженность населения к ведению ЗОЖ.

Эти причины легли в основу ПНП «Здоровье». Среди его направлений, как одно из основных выделено развитие профилактического направления медицинской помощи, пропаганда ЗОЖ.

В рамках проведения мероприятий по пропаганде ЗОЖ в Краевой центр медицинской профилактики (КЦМП) были представлены 1092 анкеты. Все респонденты были разделены по полу и возрасту.

Анализ анкетирования показал, что наиболее осведомлены о факторах риска артериальной гипертонии (АГ) школьники старших классов (группа спортсменов) — 100%. В тоже время цифры своего АД знают все юноши, хотя критерии нормального АД их не интересуют. Цифры своего нормального АД знает 83% девушек.

Опрос респондентов в возрасте 20-29 лет показал, что, несмотря на то, что всем (100%) известны факторы, ведущие к АГ, только 58,6% знают, что представляет собой ГБ. В то же время с этого возраста респонденты начинают контролировать свое АД по состоянию здоровья. И в то же время 17,3% респондентов не знают своего АД. В этой возрастной группе 25% (1/4) мужчин контролируют свое АД еженедельно, они же прибегают к назначению лекарственных препаратов.

Начинает прослеживаться необходимость контролировать АД и у женщин. В то же время, если мужчины за назначением обращаются к лечащему врачу, женщины чаще обращаются к родственникам и другим медработникам.

В возрасте 30-39 лет знают, что такое гипертоническая болезнь (ГБ) 84,2% респондентов, причем женщины на 31,5% более осведомлены, чем мужчины. В то же время о факторах риска знают только 29% респондентов (среди мужчин — 78,6%, а женщины отмечают свое незнание).

В этом возрасте знают критерии нормального давления 73,7% (из них женщин 79,1%, мужчин 64,3%), а знают цифры своего АД 78,9% респондентов 3039 лет (из них женщин 87,5%, мужчин 64,3% это те

же респонденты мужского пола, знакомые с понятием ГБ и критериями нормального АД).

Контролируют свое АД 1 раз в году 65,8% (из них женщин 79,1%, мужчин 42,8%), реже — 5,1% (только мужчины — 14,3%). 10,5% респондентов измеряют АД еженедельно (только женщины — 16,6%). 7,9% женщин вынуждены контролировать АД чаще, чем 1 раз в неделю. Респонденты мужчины по данным опроса этого не делают.

Ежемесячно измеряют АД 31,6% респондентов данной возрастной группы (из них женщин — 29,1%, мужчин — 35,7%). Знают, куда следует обращаться или обращаются для измерения АД 92,1% (из них женщин — 87,5%, мужчин -100%).

— 7,9% респондентов называют фельдшерско-акушерские пункты (ФАП) (женщин 8,3%, мужчин

— доврачебный кабинет 47,3% (женщин 62,5%, мужчин 21,4%);

— участкового врача — 29% (женщин 12,5%, мужчин 57,1%);

— СМП — 7,9% (женщин 4,2%, мужчин 14,3%).

Считают, что препараты, снижающие АД могут

— участковый врач 68,4% респондентов (женщин 70,8%, мужчин 64,3%);

— другие медработники-женщины — 5,1% (8,3% респондентов женского пола);

— аптечные работники — 7,9% (женщины — 4.2%, мужчин — 14,3%);

— обращаются за советами к родственникам 2,6% (это женщины, составляющие 4.2%).

Респонденты 30-39 лет показывают самый низкий уровень грамотности в отношении факторов риска АГ (29%). Однако, в сравнении с предыдущей возрастной группой молодых людей 20-29 лет они больше имеют представление о ГБ, уровнях нормального АД и они чаще (на 4,3%) вынуждены регулярно контролировать свое АД.

Не смотря на то, что число респондентов, нуждающихся в контроле АД выше, они менее (на 7,9%) осведомлены, куда необходимо обращаться за помощью в измерении АД.

В то же время обращаемость за назначениями лекарственными препаратами у этих 2 групп примерно одинаковое (20-29 лет — 21,5%; 30-39 лет -21%). Больше респондентов этой возрастной группы считают необходимой помощь лечащего врача (на 6,4%), чем других людей.

Респонденты в возрасте 40-49 лет знают о факторах риска гипертонии в 91,0% (женщины — 96,1%, мужчины — 80,8%) в то время как количество их в сравнении с предыдущей группой осведомленных о ГБ, возросло до 88,3% (женщины составляют 96%, мужчины — 73%). Свое АД знают 85,7% респондентов 40-49 лет (женщин — 94%, мужчин — 69,2%).

Все знающие цифры своего АД знакомы с критериями нормального АД.

С возрастом после 40 лет увеличивается и количество респондентов нуждающихся в регулярном измерении АД:

— 1 раз в год 37% (женщин — 19,8%, мужчин -37,7%);

— реже 1раза в год — 23,4% (женщин — 5,9%, мужчин — 11,5%);

— еженедельно — 19,5% (женщин 21,6%, мужчин

— чаще чем раз в неделю — 18,2% (женщин — 19,6%, мужчин — 15,4%);

— 1 раз в месяц — 32,5% (женщин 33,3%, мужчин

Все (100%) знают, куда обращаться, чтобы проконтролировать свое АД. По этому поводу обращаются:

— в ФАП — 7,8% (женщин 5,8%, мужчин 11,5%);

— в доврачебный кабинет — 45,4% (женщин -55,9%, мужчин — 26,9%);

— к участковому врачу — 39% (женщин — 35,3%, мужчин — 46,1%);

— к врачу СМП — 7,8% (женщин — 5,8%, мужчин

— измеряют свое АД дома — 1,3% (только женщины, составляют 1,9%).

Считают, что лекарственные препараты, снижающие АД, могут назначать:

— лечащий врач — 80,5% (женщин — 84,2%, мужчин

— другие медработники — 9,1% ( женщин — 5,9%, мужчин — 15,4%);

— фармацевты аптек — 1,3% (только мужчины, 3,8 % респондентов мужского пола этой возрастной группы);

— 5,2% респондентов 40-49 лет обращаются за советом к родственникам (женщин — 5,9%, мужчин -3,8%).

В возрастной группе респондентов 40-49 лет увеличивается число лиц, имеющих необходимость в контроле АД, причем мужчины в основном это делают 1 раз в год или ежемесячно, женщины измеряют АД чаще. Эти респонденты больше знают о ГБ и факторах риска ее развития, чем в возрасте 30-39 лет и гораздо чаще прибегают к помощи лечащего врача (на 12,1%) чем респонденты 30-39 лет.

Причем респонденты после 40 лет (мужчины и женщины) обращаются за назначением гипотензивной терапии в равной степени (по 24%).

Респонденты в возрасте 50-59 лет знают, что такое ГБ в 95,2% (женщин — 95,8%, мужчин — 93,8%).

В этом возрасте 1 раз в неделю и чаще они измеряют АД, 25% респондентов — женщин и 12,3% мужчин; зато 1раз в год респонденты — мужчины измеряют АД 36,7%,а женщины только 19,8%.

Редко пользуются тонометром 2% мужчин и 13,5% женщин. В то же время все 100% респондентов — мужчин знают, куда обращаться за контролем АД, а вот женщин — 89,6%.

Несмотря на то, что в данной возрастной группе все 100% респондентов нуждаются в измерении АД и делают это с различной частотой, только 60,7% считают необходимым следовать рекомендациям лечащего врача (женщины — 58,3%, мужчины

— 65,3%), Из них 20% обращаются к другим медработникам в том числе фармацевтам и 4% следуют советам знакомых.

В возрасте 60-69 лет факторы риска АГ и понятия «гипертоническая болезнь» знакомы всем 100% респондентов. Из них цифры своего АД знают 97,6% (мужчин — 100%, женщин — 96,9%). Критерии нормального АД известны 75,6% респондентов (из них мужчин 33,3%, женщин 87,5%).

Более всего женщин — 46,9% измеряют АД чаще 1 раза в неделю, а большая часть мужчин — 44,4% еженедельно.

Еженедельно измеряют АД 31,2% и чаще 18,8% -женщины.

Чаще 1 раза в неделю и ежемесячно измеряют равное количество (по 22,2%) респондентов — мужчины.

В этой возрастной группе измеряют АД реже 1 раза в год — 3,1% женщин.

Все респонденты (100%) знают, где можно измерить АД. Чаще всего они делают это на приеме участкового врача (50% женщин и 33,3% мужчин) и в доврачебном кабинете (34,7% женщин и 33,3% мужчин). На 3 месте по обращаемости СМП (49,2% женщин и 22,2% мужчин). В этой возрастной группе 90,3% респондентов гипотензивные препараты назначает лечащий врач, причем женщины обращаются по этому поводу в 93,8%, а мужчин в 7,8%.

К другим медработникам обращаются 3,1% женщин, 21% мужчин и советуется с родственниками 3,1% женщин.

В возрасте старше 70 лет знают факторы риска АГ и цифры своего АД 90,5% респондентов. Одинаковые цифры по этим двум вопросам дают женщины — 87,6% и мужчины — 100%.

Имеют понятие о термине «гипертоническая болезнь» 95,2% (92,3% женщин и 100% мужчин). В то же время критерии нормального АД знает гораздо меньшее количество респондентов после 70 лет -(из них 69,2% женщин и 87,5% мужчин).

Знают о факторах риска АГ 90,5% респондентов (из них женщин — 97,6%, мужчин — 92,3%). В этой возрастной группе все контролируют свое АД более или менее часто, причем 1 раз в год и реже — 4,8% респондентов. Более всего респондентов (33,3%) измеряют АД еженедельно (мужчин 75%, женщин 7,7%). Чаще, чем 1 раз в неде-

лю — 28,6% респондентов (женщин 38,5%, мужчин 12,5%), ежемесячно — так же 28,6% (из них женщин — 30,8%, мужчин — 25%).

Всем известно, где можно проконтролировать АД, чаще всего обращаются к участковому врачу женщин — 69,2%, а мужчины — 37,5%; в доврачебном кабинете измеряют АД женщины 15,4% и мужчины — 25%.

По СМП измеряют АД женщин 7,7%, а дома самостоятельно мужчины — 12,5%. За назначениями обращаются к врачу 90,5% респондентов (из них женщин — 84,6%, мужчин — 100%). 7,7% женщин следуют советам знакомых, тоже делают 4,8% мужчин.

Таким образом, синдром повышенного АД начинает формироваться еще в молодом возрасте (респонденты старше 20 лет), но знания приходят в старших возрастных группах. Самую низкую осведомленность показали респонденты в возрасте 30-39 лет. Следовательно, в ЛПУ необходимо акцентировать внимание на пропаганду ЗОЖ, пересмотреть контингент пациентов, посещающих школы АГ, приобщить к занятиям людей молодого возраста, когда повышенные цифры АГ только начали отмечаться.

В крае на 24 территориях работают школы для пациентов с АГ (в Октябрьском, Кировском, Кава-леровском, Хорольском, Черниговском, Партизанском, Яковлевском, Лазовском, Хасанском, Чугуевском, Пожарском, Пограничном, Михайловском, во Владивостоке, Спасске, Находке, Уссурийске, Артеме, Дальнегорске, Лесозаводске, Арсеньеве, Партизанске, Фокино, а также в ККБ№2, ДВОМЦ, ДВОРАН, ГВВ).

Все они ведутся по разработанным программам, посещения регистрируются в журналах. Но для того, чтобы увидеть результаты деятельности Школ, одной констатации посещаемости недостаточно.

При любом виде профессиональной деятельности важна оценка проводимой работы по комплексу параметров. Ведение статистических форм регистрации дает характеристику количественной стороны деятельности, но в отношении профилактической работы такой оценки не достаточно. Оценка объема, полноты и количества профилактической медицинской помощи на примере Школ здоровья оценивается по данным: официальной медицинской статистики, экспертной оценки, медикосоциологических опросов [1,3].

Оценка деятельности Школ может проводиться независимыми экспертами, которыми являются специалисты службы медицинской профилактики.

Показатели объема и полноты:

1. Оцениваются в течение первого года введения новой формы профилактической помощи — Школы здоровья.

— количество пациентов с АГ, обученных в школе (на участке, в учреждении, на территории);

— % обученных пациентов из числа зарегистрированных на участке, в учреждении, на территории);

— % обученных пациентов из числа впервые выявленных в данном году (на участке, в учреждении, на территории);

— % пациентов, прошедших полный курс обучения (на участке, в учреждении, на территории).

2. Со 2-3 года оцениваются:

— динамика охвата пациентов из числа зарегистрированных (на участке, в учреждении, на территории);

— динамика охвата пациентов обученных из числа впервые выявленных (на участке, в учреждении, на территории);

— динамика охвата пациентов полным курсом обучения (на участке, в учреждении, на территории).

Сравнение этих показателей в динамике, сопоставление результатов по отдельным учреждениям позволит иметь представление о распространении и полноте охвата населения обучением в Школах здоровья.

Оценка качества обучения в Школах является наиболее важным аспектом оценки школ (и в тоже время, как отмечается в методических рекомендациях МЗ РФ, в настоящее время она наименее разработана).

Индикаторы качества профилактической медпомощи, в т.ч. Школы — это совокупность характеристик, подтверждающих соответствие целей обучения имеющимся потребностям пациента, его ожиданиям, современному уровню медицинской науки и технологий.

Основными индикаторами качества являются [3]:

Адекватность — соответствие программы обучения, форм и методов обучения достижению поставленных целей.

Действенность — сила воздействия обучающей программы в Школе и степень достижения поставленной цели обучения.

Эффективность — величина, при которой программа обучения достигает цели улучшения состояния здоровья (медицинская, социальная, экономическая эффективность).

Результативность — достижение изменения в состоянии здоровья пациентов и их поведения в результате обучения.

Оптимальность — соответствие программы обучения в Школе современным основам доказательной профилактической кардиологии и стандартам.

Преемственность и непрерывность — реализация программ обучения и обеспечение взаимодействия между медицинскими специалистами различного профиля.

Удовлетворенность — соответствие программы обучения, психологических и организационных основ процесса обучения ожиданиям (пациента и врача).

Законность — соблюдение Конституционных прав, Законодательных основ РФ по охране здоровья, международных актов.

Доступность — возможность получения пациентом с АГ обучения в Школе в удовлетворяющих его условиях (временных, территориальных, экономических и др.).

Оценка качества может быть направлена на одну или несколько характеристик.

Процедура оценки качества подразумевает:

— совершенствование механизма стимулирования за качественную работу;

— механизм повышения качества работы школ, в первую очередь путем подготовки медработников («обучение обучающих») на специализированных циклах.

Для оценки качества профилактической медицинской помощи через обучение в Школе можно использовать вопросники.

В процессе внедрения в повседневную практику Школ важно мониторировать процесс внедрения -то, как воспринимается Школа пациентами, их окружением, насколько обучение в Школе соответствует профессиональной компетентности медработника и насколько этот вид медицинской профилактической помощи удовлетворяет всех участников (пациентов, семьи, врача), насколько развивается интерес и потребность в такой помощи на участке, в ЛПУ, в крае, насколько распространяется информация о работе школ.

Таким образом, процедура оценки позволяет ответить на ключевые вопросы:

— как организована Школа;

— соответствует ли информационная технология и программа обучения требованиям качества;

— соответствует ли уровень профессиональной компетентности медработников, обучающих в Школе критериям качества;

— достаточно ли полно охвачены пациенты обучением;

— удовлетворены ли пациенты профилактической медицинской услугой;

— получили ли они необходимые знания;

— обучились ли необходимым навыкам;

— повысился ли уровень медицинской активности пациентов;

— повысилась ли приверженность к выполнению врачебных рекомендаций.

В 2007-2008 гг. на территории Приморского края завершалась организационная работа Школ здоровья во всех ЛПУ. В 2010-2011 гг. планируется проведение сбора данных показателей деятельности Школ здоровья ЛПУ городов, где функционируют городские центры медицинской профилактики (гг. Артем, Владивосток, Находка) и подготовка анализа качества их работы.

1. Бакшеев В.И., Коломеец Н.М. Клиническая эффективность работы школы больного гипертонической болезнью на амбулаторно-поликлиническом этапе // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. 2005.№ 11. С. 49-55.

2. Калинина А.М., Оганов Р.Г. Школы здоровья — новые профилактические технологии в первичном звене здравоохранения // Профилактика

V.M. Soyher, T.N. Mineeva

survey results to identify the level of awareness about the risk FACTORS OF HYPERTENSION. EvALuATION OF THE QuALITY OF SCHOOLS HEALTH

Primorsky regional centre of medical preventive maintenance, Vladivostok

As part of activities to promote healthy lifestyles in the regional center of medical prevention was conducted in 1092 survey respondents to estimate ki awareness of the risk factors for hypertension. Revealed that most are aware of the risks of hypertension secondary school students (a group of athletes) and 100%. The syndrome of increased blood pressure begins to form even at a young age (respondents aged 20 years), but knowledge comes in the older age groups. Showed the lowest awareness of respondents aged 30-39 years. It is concluded that bias aside apprised contingent of younger age. The effectiveness of the Schools Health in the Prymorsky region.

Key words: hypertension, risk factors, public awareness, schools health

690000, г. Владивосток, Океанский проспект, 119.

Сойхер Вячеслав Михайлович, руководитель ГУЗ «Краевой центр медицинской профилактики». Тел.: (423) 244-84-10, 241-34-28.

заболеваний и укрепление здоровья. 2002. № 6. С. 3-7.

3. Оганов Р.Г., Калинина А.М., Поздняков Ю.М. Организация школ здоровья. Организационно-методическое письмо ГНИЦ профилактической медицины МЗ РФ, Всероссийское научное общество кардиологов, Координационный центр профилактики неинфекционных заболеваний и факторов риска МЗ РФ; Московский областной кардиологический центр. 2003. 74 с.

Стерильность раз и навсегда: средство найдено!

Американские ученые изобрели легкую и недорогую технологию обеззараживания материалов — теперь можно раз и навсегда обеспечить настоящую стерильность больничных постелей, медицинских халатов, хирургических масок, бумажных полотенец и подгузников, и даже нижнего белья, носков и спортивных костюмов.

Простая и недорогая антимикробная технология подходит как для натуральных, так и для синтетических материалов, к ней можно прибегнуть как в процессе производства, так и использовать дома в отношении уже готовой продукции. Причем, в отличие от всех остальных известных методов обеззараживания, процедуру не придется повторять в течение весьма длительного времени.

«Распространение вредоносных бактерий на материи — это очень серьезная проблема, и не только в медицинских учреждениях и гостиницах, но и дома», — говорит изобретатель революционного метода обеззараживания и придания ткани антибактериальных свойств, доктор химических наук, доцент факультета инженерии Колледжа искусств и естественных наук имени Франклина (Franklin College of Arts and Sciences) Джексон Локин.

Антимикробное средство, изобретенное Локином, на данный момент проходит сертификацию и показало свою эффективность для уничтожения широкого спектра бактерий, дрожжей и грибков, который могут вызывать различные заболевания, способствуют загрязнению и изнашиванию ткани и становятся причиной неприятного запаха.

«Все аналоги либо дороги, либо основаны на ядовитых химикатах, либо перестают действовать после пары стирок, — ком-

ментирует открытие ведущий эксперт управления технологиями исследовательского фонда университета штата Джорджия (University of Georgia Research Foundation, Inc.) Женнаро Гама. — Технология Локина основана на дешевых, недорогих, простых химических соединениях».

Гама подчеркнул, что технология легко может быть внедрена в процесс изготовления тканей, фильтров и пластиковых изделий, а также использоваться для готовых изделий, включая спортивную форму, обувь, носки, постельные принадлежности, кухонные аксессуары и средства личной гигиены. «Главным преимуществом новой технологии является возможность применения на любой стадии жизненного цикла продукта, не накладывающая дополнительных требований на процесс производства, — сказал Гама. — К тому же, если каким-то образом защитный слой все же сотрется, его легко можно восстановить, просто обрызгав нашим средством».

Локин сообщил, что в ходе тестирования нового средства было проверено действие на целый ряд патогенных микроорганизмов, включая стафилококк, стрептококк, кишечную палочку, протеобактерии и бактерии уксусной кислоты. Однократного использования средства было достаточно, чтобы полностью прекратить распространение микроорганизмов. Более того: когда на обработанный материал перенесли новые образцы микроорганизмов и поместили его на 24 часа в термостат (+37°С), то их активность не возобновилась.

А самое удивительное — исследования показали, что средство не теряет своей эффективности после многочисленных полных циклов стирки в горячей воде.

http://cyberleninka.ru/article/n/rezultaty-anketirovaniya-po-vyyavleniyu-urovnya-informirovanosti-naseleniya-o-faktorah-riska-arterialnoy-gipertonii-otsenka-kachestva

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *