Анкета для пациентов при артериальной гипертонии

Выявление факторов риска артериальной гипертонии у пациентов

Выявление факторов риска артериальной гипертонии у пациентов проводилось с помощью анкетирования по самостоятельно разработанной анкете (приложение №1). Всего опрошено 100 пациентов, в том числе 50 мужчин и 50 женщин, затем всем им измерено артериальное давление. Исследование проводилось в одном из ЛПУ города Ульяновска — Государственное Учреждение Здравоохранения "Центральная клиническая медико-санитарная часть имени заслуженного врача России Егорова Валерия Александровича (пациенты стационара и поликлиники №2).

Рис. 6 Частота повышенного АД у мужчин и женщин от общего количества обследованных

Частота повышенного АД у мужчин и женщин от общего количества обследованных (100 пациентов) показала, что артериальная гипертония среди мужчин составляет 18%, а у женщин – 31% (Рис. 6).

Рис. 7 Факторы риска среди респондентов

Факторы риска среди пациентов представлены на рисунке 7. Распространенность таких факторов риска как курение составила 83%, употребление алкоголя — 88%, стрессы — 92%, атеросклероз — 83%, избыточное потребление соли — 90%, гиподинамия — 71%, ожирение — 66%, наследственность – 54%, климактерический период у женщины – 21%, факторы окружающей среды – 23%, сахарный диабет – 44%.

У пациентов одновременно были выявлены различные факторы риска, например, курение и употребление алкоголя, стрессы и атеросклероз, избыточное потребление соли, гиподинамия и ожирение, наследственность и сахарный диабет, климактерический период у женщины и факторы окружающей среды.

2.3 Изучение уровня знаний медицинскими сёстрами факторов риска и профилактики артериальной гипертонии, выявление времени, отводимое ими на профилактику в отделении

Изучение уровня знаний медицинскими сёстрами факторов риска и профилактики артериальной гипертонии проводилось с помощью анкетирования. Анкетирование проводилось по специально разработанной анкете (Приложение №2). Всего в исследовании принимало участие 20 медицинских сестер со стажем работы от 3 до 25 лет.

Рис. 9 Знание факторов риска артериальной гипертонии медицинскими сёстрами

Было выявлено, что медицинские сестры знают о факторах риска артериальной гипертонии, таких как наследственность и избыточное употребление соли -100%, курение — 95%, стрессы –80%, злоупотребление алкоголем — 75%, ожирение — 60%, гиподинамия — 55%, наследственность – 53%, климактерический период у женщины – 31%, факторы окружающей среды – 30%, атеросклероз – 78%, сахарный диабет – 70%(Рис. 9).

Таким образом из рисунка 9, видно, что знания медицинских сестёр о факторах риска недостаточны (злоупотребление алкоголем, ожирение, гиподинамия, климактерический период, атеросклероз, сахарный диабет).

Рис. 10 Уровень знаний медицинских сестер о профилактике артериальной гипертонии

Уровень знаний медицинской сестры о профилактике артериальной гипертонии проводилось с помощью анкетирования (приложение №3) (Рис. 10).

· контроль приёма лекарственных средств — проводят 100% медсестёр

· обучение правилам диеты проводят 90% медсестёр

· выпуск санбюллетеней имеет место только в кардиологических отделениях

· контроль выполнения рекомендаций врача — 75%

· беседы о факторах риска проводят всего 60% медицинских сестёр

· консультация психолога – 50%.

Выявлено, что в основном медицинские сестры знают направления профилактики, но не всегда выполняют мероприятия, такие как контроль выполнения рекомендаций врача, беседы о факторах риска и консультация психолога.

Рис. 11 Хронометраж рабочего времени медицинской сестры

С целью оценки качества проводимых мероприятий медицинскими сестрами по профилактике артериальной гипертонии, мы методом наблюдения провели хронометраж рабочей смены медицинских сестер и выяснили, что в среднем на оформление документаций уходит 30% рабочего времени, 40% занимает выполнение врачебных назначений (раздача таблеток, подготовка к исследованиям, проведение инъекции, оказание помощи в неотложных ситуациях и т.д.), 20% — на соблюдение санитарно-эпидемиологического режима, 2% занимает личное время медицинских сестер.

На беседы с пациентами отводится 8% времени, включая объяснение подготовки к исследованиям, правил приёма лекарственных средств, способы коррекции факторов риска. Таким образом, имеет место недостаток времени на проведение профилактических мероприятий.

1. Осведомленность об артериальной гипертонии составила среди мужчин – 74,3%, среди женщин – 79,9; лечение артериальной гипертонии проводится среди мужчин – 59,4, среди женщин – 74,1; эффективно лечатся – 9,4% мужчин и 13,7% женщин.

За последние годы имеет место рост факторов риска среди населения

2. Артериальная гипертония среди респондентов составила 49% из 100% — 18% у мужчин и у женщин соответственно 31%.

3. Не все медицинские сёстры знают все факторы риска возникновения артериальной гипертонии.

4. Хронометраж рабочего времени медицинских сестер показал недостаточное время на проведение профилактических мероприятий.

1. Повысить роль медицинской сестры в профилактике артериальной гипертонии. Привлекать их внимание к проведению санпросвет работы среди населения и обучению населения.

2. Разработать рекомендации для пациентов об артериальной гипертонии и её профилактике (Приложение №3).

3. Разработать рекомендации медицинской сестре по профилактике артериальной гипертонии. (Приложение №4).

Решение многих проблем профилактики артериальной гипертонии лежит в рамках функции системы здравоохранения. Однако несмотря на то, что служба здравоохранения является важнейшим звеном профилактики, одними только медицинскими мерами невозможно улучшить показатели общественного здоровья в стране. Контроль большинства причин гипертонической болезни может и должен быть осуществлен учреждениями немедицинского профиля. Медицинские работники должны выступать в роли инициаторов и «катализаторов» профилактических программ, оценивать их эффективность и информировать о результатах структуры и населения.

Разработка и осуществление профилактики гипертонических заболеваний невозможны без эффективного партнерства медицинского (лечебно-профилактического) и не медицинского секторов, государственных и частных организациях, а также активного участия самого населения.

В системе здравоохранения большое внимание следует уделить разработке и осуществлению программ по контролю факторов риска гипертонических заболеваний, выделению людей с высоким риском развития артериальной гипертонии и тех, кто нуждается в активном лечении.

Рассмотрев роль медицинской сестры в организации обучения пациентов мерам профилактики гипертонических заболеваний, мы сделали вывод: для повышения эффективности профилактической работы с пациентами, страдающими гипертонией, необходимо постоянное повышение педагогической профессиональной компетенции медицинских сестер, в сфере санитарно-гигиенического воспитания населения.

Подробное раскрытие материала по теме дипломной работы «Изучение роли медицинской сестры в профилактике артериальной гипертонии» позволило повысить знания медицинской сестры и информированность пациентов о мерах профилактики артериальной гипертонии.

АГ – артериальная гипертензия

АД – артериальное давление

АГП – антигипертензивные препараты

АК – антагонисты кальция

АКС – ассоциированные клинические состояния

АРП – активность ренина в плазме крови

ГЛЖ – гипертрофия левого желудочка

ДАД – диастолическое артериальное давление

ИБС – ишемическая болезнь сердца

КТ – компьютерная томография

ЛЖ – левый желудочек сердца

ЗАГ — злокачественная артериальная гипертония

МИ – мозговой инсульт

МРТ – магнитно-резонансная томография

МС – метаболический синдром

НТГ – нарушение толерантности к глюкозе

ОЖ – образ жизни

ОКС – острый коронарный синдром

ОТ – окружность талии

ОХС – общий холестерин

ПОМ – поражение органов-мишеней

РААС – ренин-ангиотензин-альдостероновая система

САД – систолическое артериальное давление

СД – сахарный диабет

СН – сердечная недостаточность

СМАД – суточное мониторирование артериального давления5

ССЗ – сердечно-сосудистые заболевания

ССО – сердечно-сосудистые осложнения

УЗИ – ультразвуковое исследование

ХС ЛВП – холестерин липопротеидов высокой плотности

ХС ЛНП – холестерин липопротеидов низкой плотности

ХСН – хроническая сердечная недостаточность

http://sdamzavas.net/4-24899.html

Исследовательская работа по теме: «Профилактические аспекты деятельности медперсонала школы артериальной гипертонии»

«Сергиево – Посадское медицинское училище (техникум)»

Учебно – исследовательская работа по теме:

«Профилактические аспекты деятельности медперсонала школы артериальной гипертонии»

Выполнила: студентка 4 курса

Глава 1. Особенности профилактической работы среди пациентов, страдающих артериальной гипертензией

1.1 Классификация артериальной гипертензии…………………………………..5

1.2 Профилактические аспекты работы медперсонала школы артериальной гипертензии…. 8

1.3 Структурированная программа по обучению больных в школе артериальной гипертензии………………………………………………………………………. 11

Глава 2. Изучение динамики результатов работы школы артериальной гипертензии…………………………………………………………………………13

Артериальная гипертензия (гипертония) — стойкое повышение артериального давления от 140/90 мм рт. ст. и выше. Это заболевание, основным проявлением которого является повышенное артериальное давление. Проблема артериальной гипертонии достаточно серьезна.

Во-первых, это заболевание характеризуется высокой распространенностью. Артериальной гипертензией страдает 20–30 % взрослого населения. До 50-летнего возраста заболевание чаще наблюдается у мужчин, после 50 лет – у женщин. По оценке специалистов различных стран, каждый третий житель земного шара страдает артериальной гипертензией, в Российской Федерации – более 40% населения, из них 50% больных не знают о наличии у них этого заболевания.

Во-вторых, артериальная гипертония нередко протекает бессимптомно, особенно на ранних стадиях. Не случайно ее называют «безмолвным убийцей». Опыт показывает, что даже при очень высоком артериальном давлении самочувствие больного может оставаться хорошим. Такое субъективно спокойное течение артериальной гипертонии приводит к тому, что человек просто не знает о наличии у него серьезной патологии.

Так как артериальная гипертензия является основным фактором риска развития коронарной болезни сердца, цереброваскулярной болезни, хронической почечной недостаточности и хронической сердечной недостаточности, очень важно способствовать более тщательной заботе о собственном здоровье со стороны самих пациентов. В этой связи понятно, насколько актуально раннее выявление всех лиц с артериальной гипертензией.

Проблеме борьбы с артериальной гипертензией уделяется должное внимание министерствами и департаментами здравоохранения всех стран. Во многих странах мира, включая Россию, разработаны соответствующие программы, предусматривающие раннее выявление, лечение и профилактику заболевания.

В данном случае, немаловажную роль играют школы артериальной гипертензии.

Цель учебно-исследовательской работы – изучить профилактические аспекты деятельности медперсонала школы артериальной гипертензии.

1) изучить специальную медицинскую литературу по артериальной гипертензии и методам профилактики ее осложнений;

3) провести анкетирование среди пациентов, посещающих школу;

4) проанализировать динамику и эффективность реализации программы ведения занятий в школе артериальной гипертензии.

Для решения указанных задач и получения статистических материалов с целью их последующего анализа нами было проведено исследование на базе кардиологического кабинета поликлиники ГБУЗ МО «Сергиево-Посадская Районная Больница».

Глава 1. Особенности профилактической работы сред пациентов, страдающих артериальной гипертензией

1.1 Классификация артериальной гипертензии

Артериальная гипертония (АГ)- это хроническое заболевание, сопровождающееся стойким повышением артериального давления выше допустимых пределов (систолическое давление выше 139 мм рт.ст. или (и) диастолическое давление выше 89 мм рт.ст.).

Единой систематизации не существует, но чаще всего врачи используют классификацию, которая была рекомендована ВОЗ и Международным обществом по гипертензии (МОАГ) в 1999 году. По определению ВОЗ гипертоническая болезнь классифицируется, в первую очередь, по степени повышения АД, среди которых [2]:

Можно встретить классификаторы, в которых выделяют 4 степени гипертонической болезни. В этом случае третья форма характеризуется давлением от 180/110 до 209/119 мм рт. столба, а четвертая – очень тяжелая – от 210/110 мм рт. столба и выше. Степень (мягкая, умеренная, тяжелая) указывает исключительно на уровень давления, но не на тяжесть течения и состояния больного.

Кроме этого, медики различают три стадии гипертонии, которые характеризуют степень поражения органов. Классификация по стадиям:

сердечная недостаточность, инфаркт миокарда, стенокардия;

хроническая почечная недостаточность;

инсульт, гипертоническая энцефалопатия, преходящие нарушения кровообращения мозга;

со стороны глазного дна: кровоизлияния, экссудаты, отек зрительного нерва;

поражения периферических артерий, аневризма аорты.

При классификации гипертонической болезни учитывают и варианты повышения давления. Выделяют следующие формы:

систолическая – повышено только верхнее давление, нижнее – менее 90 мм рт. столба;

диастолическая – повышено нижнее давление, верхнее – от 140 мм рт. столба и ниже;

лабильная – давление повышается на короткое время и нормализуется само, без препаратов.

Некоторые разновидности и стадии заболевания не отражены в классификации и о них стоит рассказать отдельно.

Это наиболее тяжелое проявление артериальной гипертонии, при котором давление повышается до критических показателей. В результате нарушается мозговое кровообращение, поднимается внутричерепное давление, возникает гиперемия мозга. Больной испытывает сильные головные боли и головокружение, сопровождающиеся тошнотой или рвотой.

Гипертонические кризы в свою очередь делятся по механизму повышения давления. При гиперкинетической форме поднимается систолическое давление, при гипокинетической – диастолическое, при эукинетическом кризе растет и верхнее, и нижнее.

В данном случае речь идет об артериальной гипертензии, которая не поддается лечению медикаментами, то есть давление не снижается даже при использовании трех и более препаратов. Эту форму гипертонии легко спутать с теми случаями, когда лечение неэффективно по причине неверно поставленного диагноза и неправильного выбора лекарственных средств, а также по причине несоблюдения больным назначений врача.

Данный термин в медицине означает состояние, при котором повышение давления случается только в медицинском учреждении во время измерения давления. Не стоит оставлять такое, на первый взгляд, безобидное явление без внимания. По мнению врачей, может наступить и более опасная стадия болезни.

1.2 Профилактические аспекты работы медперсонала школы артериальной гипертензии

Гипертензию с полным на то основанием называют «бичом» XXI века. Это одно из самых распространенных в мире человеческих хронических недугов, с которым после 40 лет сталкивается каждый 10-й, после 50 лет – каждый 5-й, а после 60 лет – чуть ли не каждый третий человек. [1]

По оценке специалистов различных стран мира, 20-25% взрослого населения индустриально развитых стран страдает артериальной гипертензией. Ежегодно выявляется до 500 тыс. больных, 30-40% которых не знают о своем заболевании.

Цель организации школы для пациентов с артериальной гипертензией – дать представления о заболевании, осложнениях, появляющихся в процессе развития болезни, и путях их предупреждения. Актуальность такой формы работы с больными артериальными гипертензиями подтверждается изданием Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.01.2003 г. № 4 «Положение об организации деятельности школы здоровья для больных с артериальной гипертонией». [4]

Понимание пациентом того, что происходит в организме – первый шаг на пути успешного лечения. Только обладая некоторыми знаниями об артериальной гипертензии, пациент вместе с лечащим врачом сможет более сознательно, а значит и эффективно бороться с этим заболеванием.

Основной метод обучения включает в себя лекционный курс, практические занятия по обучению навыкам самоконтроля с последующим ведением дневника. Формирование учебных групп, составление графика учебных занятий, ведение картотеки пациентов и оповещение пациентов по телефону, а также контроль посещаемости занятий пациентами осуществляет медсестра школы артериальной гипертензии. Врач и медицинская сестра при проведении практических занятий могут использовать имеющиеся в их распоряжении наглядные материалы. Больным на руки выдаются методические пособия «Рекомендации для больных АГ», памятки для пациентов. Особое внимание уделяется умению пациента анализировать полученные данные и прогнозировать предкризовые состояния для своевременного оказания себе самостоятельной помощи.

На практических занятиях больные, а также лица с наличием у них факторов риска возникновения артериальной гипертензии знакомятся с правилами поведения для изменения образа жизни, узнают о возможности воздействия на управляемые факторы риска, учатся контролировать свое артериальное давление, учитывать его реакцию на проводимую терапию.

Большой интерес у слушателей школы вызывает занятие, посвященное немедикаментозным методам лечения АГ. Рекомендации по организации режима труда и отдыха, диеты, лечебной физкультуры и других воздействий подбираются индивидуально для каждого участника школы. Медперсонал школы обращает особое внимание пациентов на необходимость отказа от табакокурения и употребления алкоголя, увеличение физической активности больных, а также борьбе с избыточной массой тела у лиц с ожирением.

Обосновываются принципы комбинированной медикаментозной терапии. Чаще гипотензивное лечение заключается в комплексном подборе препаратов с разными механизмами снижения артериального давления.

Организация профилактического измерения АД у лиц с факторами риска, мониторинг АД при наличии АГ влияют на степень приверженности пациента к лечению. После занятий в школе наблюдается увеличение числа пациентов с артериальной гипертензией, регулярно принимающих гипотензивные препараты. На степень приверженности пациента к лечению влияют следующие факторы: пол, возраст, уровень образования, личностные особенности пациента. Определенное значение имеют эффективность лечения (достижение целевого уровня АД), сложность режима терапии (количество таблеток в день, частота приема, фиксированное время приема), побочное действие, стоимость препаратов. Кроме того, немаловажную роль играют также характер заболевания, «врачебный» фактор (компетентность и «добросовестность» врача и медицинской сестры кабинета профилактики), информированность больного, качество жизни пациента.

Пациенты, прошедшие такие школы, обретают реальные шансы значительно расширить ареал имеющихся жизненных интересов и реализовать свои способности в сфере общественно-полезного труда.

Несомненно, широкое внедрение разработанных программ и наглядных пособий в медицинскую практику будет полезным как для пациентов, так и для врачей в их повседневной работе.

1.3 Структурированная программа по обучению пациентов в школе артериальной гипертензии

За год в школе артериальной гипертензии обучение проходят примерно 150-180 человек, из них 70% — пенсионеры и 30% — работающее население. При формировании групп для занятий медицинская сестра объединяет пациентов по следующим критериям: возраст, трудоспособное население, беременные, лица с отсутствием эффекта от применяемой антигипертензивной терапии. К занятиям в школе медицинская сестра привлекает пациентов с факторами риска и их родственников, а также беременных с артериальной гипертензией. Группа состоит из 10-15 человек, что позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому пациенту. Длительность занятия – около часа, частота – один раз в неделю, всего занятий пять.

Обучающиеся знакомятся с анатомией и физиологией сердечно-сосудистой системы, получают основные понятия об артериальном давлении, артериальной гипертензии, современной трактовке нормативов АД. Пациенты изучают возможные причины возникновения АГ, в том числе понятие о факторах риска ее развития. Вместе с преподавателем выясняют вероятную этиологию болезни у себя. Им объясняют, каковы возможные механизмы развития АГ, в чем заключаются основные клинические проявления заболевания, его возможные осложнения.

На этом практическом занятии обучающиеся знакомятся с методикой измерения АД. Им рассказывается о существующих видах аппаратов для измерения АД. Изучаются правила измерения АД. Объясняется необходимость мониторинга АД, ведения дневника больного АГ.

Применение немедикаментозных методов лечения. Показания. Виды терапии (диета, лечебная физкультура, трудотерапия, физиотерапия и др.)

Современные подходы к терапии АГ. Медикаментозная терапия гипертонической болезни. Критерии эффективности лечения. Характеристика основных групп препаратов, применяемых при лечении гипертонической болезни.

Профилактика и неотложная доврачебная помощь при гипертонических кризах.

Основной принцип всех занятий в школе – закрепление каждой изученной темы на последующих занятиях.

Глава 2. Изучение динамики результатов работы школы артериальной гипертензии

Наше исследование проводилось на базе поликлиники ГБУЗ МО «Сергиево-Посадская Районная Больница». С цель получения достоверных результатов по изучению динамики работы школы нами были разработаны анкеты для одной из обучающихся групп пациентов. Анкетирование проводилось на начальном, а затем на завершающем этапе курсовых занятий в школе артериальной гипертензии. Обязательным условием для всех пациентов исследуемой группы являлось регулярное посещение всех занятий согласно расписанию, а также четкое и неукоснительное соблюдение всех рекомендаций врача и медицинской сестры.

При составлении анкет нами были использованы вопросы тестового типа. Анализируя заполненные пациентами анкеты, мы применили метод группировки. В ходе анализа результатов анкетирования мы поставили перед собой две задачи:

охарактеризовать, в общем, пациентов обучающейся группы на начальном этапе занятий с акцентом на имеющиеся проблемы со стороны здоровья, образа жизни и отношения к самому себе;

дать сравнительную характеристику основных пунктов анкеты, отражающих динамику явлений, качеств, понятий действий пациентов по окончанию курса занятий в школе артериальной гипертензии.

Наблюдаемая нами группа пациентов состояла из 15 человек, среди которых мужчин – 5 человек, женщин – 10 человек. Возрастная категория – от 40 до 69 лет.

В результате анализа анкет мы получили следующие результаты:

— средний возраст пациентов исследуемой группы – 54 года, диагноз – гипертоническая болезнь 2 стадии;

— только 7 человек из группы регулярно наблюдаются и обследуются у врача-кардиолога и интересуются специальной или научно-популярной литературой по своему заболеванию;

— все 15 пациентов ранее уже посещали школу гипертонической болезни;

— из пациентов наблюдаемой группы абсолютно все знают о возможных осложнениях, однако, только пять человек из пятнадцати регулярно сдают анализ крови для контроля уровня холестерина;

— только 9 человек соблюдают предписанную врачом диету; 10 человек ежедневно контролирует свое артериальное давление;

— 7 человек из группы страдает ожирением; 2 человека употребляют алкоголь (7 человек ответили «употребляю, но иногда») и 5 человек являются курильщиками;

— все 15 пациентов знают о необходимости избавления от лишнего веса и вредных привычек;

— абсолютно все пациенты знают, как вести себя в стрессовой ситуации и как оказывать самому себе помощь при ухудшении самочувствия;

— 4 человека из исследуемой группы ответили, что нуждаются в психологической поддержке.

Анализируя большинство пунктов анкеты, предложенной пациентам исследуемой группы в конце обучения можно сделать вывод, что в ходе проведенных занятий значительно изменилось в лучшую сторону отношение пациентов группы к своему здоровью, поскольку пациенты получили от медперсонала школы исчерпывающую информацию относительно самого заболевания, его осложнений, правил самоконтроля и самопомощи, методов профилактики возможных осложнений.

Так, например, стали соблюдать предписанную врачом диету и регулярно контролировать свой вес 13 человек из 15; 12 человек стали интересоваться научно-популярной литературой по своему заболеванию; 5 курильщиков сообщили, что попытаются бросить курить; из 9 человек, употребляющих алкоголь даже эпизодически семеро вообще отказались от приема алкоголя; все 15 человек стали регулярно контролировать уровень холестерина в крови и артериальное давление. И, наконец, 14 человек из 15 заявили в конце обучения, что в ходе занятий получили адекватную психологическую поддержку от медперсонала школы артериальной гипертензии.

Как показывает практика, успешно контролировать течение гипертонической болезни удается далеко не всем пациентам. Самая распространенная причина – это элементарное отсутствие информации о болезни, ее симптомах, о методах лечения и профилактики осложнений, а также о приемах правильного и эффективного самоконтроля своего заболевания.

В настоящее время Всемирная Организация Здравоохранения официально признала обучение полноправным методом лечения хронических заболеваний, таким же важным, как прием лекарств или проведение хирургических операций. [5]

Обучение людей, страдающих артериальной гипертензией, методам самоконтроля, «управления» своей болезнью представляет собой важнейший и реальный элемент улучшения качества помощи больным с целью профилактики осложнений и дальнейшей инвалидизации. Врачи и медицинские сестры делают все возможное, чтобы научить пациентов «управлять» своей болезнью.

Школа артериальной гипертонии рекомендуется всем пациентам, которые заботятся о своем здоровье и намерены качественно улучшить свое состояние и обеспечить себе активное долголетие.

Бакшеев В.И., Коломоец Н.М. «Гипертоническая болезнь. Как жить и выжить. Учебно-методическое пособие к занятиям в школе больного гипертонической болезнью М.: ИКФ «Каталог 2012. Издание 4-е, дополненное и исправленное.

Бакшеев В.И., Коломоец Н.М., Турсунова Г.Ф. Клиническая эффективность работы школы больного гипертонической болезнью на амбулаторно-поликлиническом этапе. Терапевтический архив, 2009, Т. 77. № 11.- С. 49-55

Гинзбург М.М., Крюков Н.Н. Ожирение. Влияние на развитие метаболического синдрома, профилактика и лечение. М. «Медпрактика-М» 2010. 172 с.

Гогин Е.Е. Гипертоническая болезнь. Новое в диагностике и лечении. Москва 2007. – 400 с.

Крюков Н.Н., Ларина Т.А., Осипов Ю.А. Образовательные школы диагностики и лечения артериальной гипертензии. Самара, «Содружество Плюс» 2014. 194 с.

Поляков В.П., Мовшович Б.Л., Савельева Г.Г. Кардиологическая практика: Руководство для врачей в 2-х томах. Самара 2004 г.

1. Ваш возраст _________

2. Пол ________________

3. Как давно Вы страдаете гипертонической болезнью? _________

4. Какая стадия гипертонии у Вас обнаружена? _______________

5. Регулярно ли Вы посещаете врача-кардиолога?

6. Посещали ли Вы раньше школу гипертонической болезни?

7. Читаете ли Вы какую-либо литературу об артериальной гипертензии?

8. Соблюдаете ли Вы рекомендуемую диету?

9. Страдаете ли Вы ожирением?

10. Контролируете ли Вы ежедневно свое артериальное давление?

12. Употребляете ли Вы алкоголь?

13. Регулярно ли Вы контролируете уровень холестерина в крови?

14. Знаете ли Вы о необходимости избавления от лишнего веса и вредных привычек?

15. Знаете ли Вы о возможных осложнениях при данном заболевании?

16. Вы систематически принимаете препараты, назначенные врачом?

17. Знаете ли Вы как вести себя в стрессовой ситуации (с учетом Вашего заболевания)?

18. Знаете ли Вы как оказать себе помощь при ухудшении самочувствия?

19. Нуждаетесь ли Вы в психологической поддержке?

1. Ваш возраст_________

3. Регулярно ли Вы посещаете врача-кардиолога?

4. Читаете ли Вы какую-либо литературу об артериальной гипертензии?

5. Знаете ли Вы, гипертонической болезнью какой стадии Вы страдаете?

6. Соблюдаете ли Вы рекомендованную при артериальной гипертензии диету?

7. Страдаете ли Вы ожирением?

8. Контролируете ли Вы ежедневно свое артериальное давление?

9. Употребляете ли Вы алкоголь?

10. Регулярно ли Вы контролируете уровень холестерина в крови?

11. Знаете ли Вы о возможных осложнениях при гипертонической болезни?

12. Знаете ли Вы как вести себя в стрессовой ситуации (с учетом Вашего заболевания)?

13. Знаете ли Вы как оказать себе помощь при ухудшении самочувствия?

14. Нуждаетесь ли Вы в психологической поддержке?

http://zodorov.ru/issledovateleskaya-rabota-po-teme-profilakticheskie-aspekti-de.html

Анкета по гипертонической болезни

Данные получены при помощи самостоятельно разработанной анкеты.

Из рисунка2.1 видно, что в терапевтическом отделении ГАУЗ «Городская поликлиника №18»с артериальной гипертензией преобладают мужчины (62,5%). Это объясняется отсутствием у мужчин женских гормонов, которые оберегают женщин от этого заболевания.

Рис 2.1. Пол пациентов, находящихся в терапевтическом отделении ГАУЗ «ГП №18»с артериальной гипертензией.

Рис. 2.2. Возраст пациентов, находящихся в терапевтическом отделении «ГП №18» с артериальной гипертензией.

Рис. 2.3 Ответы пациентов на вопрос о том, часто ли их беспокоят проблемы с сердцем. Подавляющее большинство редко испытывают проблемы с сердцем.

Рис.2.4. Ответы пациентов на вопрос о том , как часто они измеряют АД.

Большинство не измеряют давление регулярно.

Рис. 2.5. Ответы пациентов на вопрос о лишнем весе. Данная диаграмма указывает что большинство страдающих от повышенного АД, имеют лишний вес.

Рис. 2.6 Ответы пациентов о количестве употребляемой соли. Большинство опрошенных затруднились ответить. Это говорит о том, что люди не следят за своим рационом.

Рис. 2.7 Ответы пациентов на вопрос о курении. Большинство испытуемых оказались не курящими.

Рис. 2.8 Ответы пациентов на вопрос об информированности о таком заболевании как атеросклероз. Подавляющее большинство пациентов не знают о таком заболевании.

Рис. 2.9. На вопрос об употреблении алкоголя, большинство опрошенных ответили «Да».

Рис. 2.10. Большинство пациентов затруднились ответить на вопрос о наследственной предрасположенности к ГБ.

Рис. 2.11 Ответы пациентов на вопрос о подверженности стрессам. Большинство испытывают стресс.

Рис. 2.12. Ответы пациентов на вопрос об активности в течение дня.

Подавляющее большинство ведут не активный образ жизни , мало двигаются.

Рис. 2.13. Ответы пациентов о наличии аппарата измерения АД в домашних условиях. Большинство пациентов не имеют.

Рис. 2.14. Ответы пациентов на вопрос о том, умеют ли они пользоваться аппаратом для измерения АД. Подавляющее большинство не умеют пользоваться.

Изучение роли медицинской сестры в диспансеризации больных с гипертонической болезнью.

1. Медицинская сестра выдает пациенту лист согласия и информированности. Пациент должен его внимательно прочитать и подписать.( Приложение №)

2. Далее анкетирование.(Приложение № )

3. Измерение основных физических показателей человека. Включает в себя взвешивание, измерение длины тела, окружности груди и живота.

4. Далее медицинская сестра выдает направление на анализы.

При подозрении на гипертоническую болезнь отправляют на анализ холестерина. Если показатели высокие направляют на 2 этап диспансеризации (липидограмму). Далее консультация врача-кардиолога.

Пациентка Иванова Евгения Владимировна, 63 года, поступила с жалобами на давящие, слабо интенсивные боли за грудиной, иррадиирующие в область левой лопатки, длительностью около 10 мин, возникающие при ходьбе на 50 м, купирующие самостоятельно в покое или через 1-2 минуты после приема нитроглицерина; интенсивные головные боли в затылочной области, шум в ушах на фоне повышения АД.

Из анамнеза. С 57 лет пациента стала отмечать появление болей в затылочной области головы, на фоне стресса. Обратилась к врачу,впервые было зарегистрировано повышение АД до 150/90 мм. рт. ст. По поводу повышенного АД не обследовалась, с гипотензивной целью принимала Адельфан в течение нескольких месяцев, затем самостоятельно отменила лечение. В настоящее время лечение не получает. Факторы риска: не курит, алкоголь не употребляет. Наследственность отягощена по сердечно-сосудистым заболеваниям: отец страдал АГ, умер в 60 лет от острого мозгового кровообращения.

ЭКГ: ритм правильный, ЧСС 82уд/мин. Признаки гипертрофии левого желудочка. Повышен холестерин. Была отправлена на липидограмму.

Пациентке поставлен диагноз: ИБС, стенокардия напряжения II ФК, постинфарктный кардиосклероз. АГ III стадии, 2-й степени.

Изучение роли медицинской сестры в работе «Школы здоровья. Артериальная гипертензия.»

1. А. Джон Кэмм, Томас Ф. Люшер, Патрик В. Серруис, пер. с англ. под ред. Е. В. Шляхто; ВНОК, Федер. Центр сердца, крови и эндокринологии им. В. А. Алмазова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 1446 с.

2. Александров Ю.И.Психофизиология. Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2013. – 496 с.

4. Артериальная гипертензия в поликлинической практике. Осадчук М. А., Киреева Н. В., Корженков Н. П. Учебное пособие. Утверждено УМО. 2012, Москва.

5. Биверс Г. Артериальная гипертония/ Г. Биверс, Г. Лип, Э. О»Брайнен; пер. с англ. А.Н.Анваера; под ред .В.И.Метелицы. — М.: БИНОМ. Лаб. знаний, 2005. — 175 с.: ил. — Библиогр. в конце глав.

Анкета для пациентов

1. Укажите Ваш пол:

2. Укажите Ваш возраст

3. Часто ли Вас беспокоят проблемы с сердцем?

4. Регулярно ли Вы измеряете АД?

5. Имеется ли у Вас лишний вес?

6. Много ли Вы употребляете соли?

— Не могу ответить

8. Знаете ли Вы что такое Атеросклероз?

9. Употребляете ли Вы алкоголь?

10. Болели ли Ваши родственники Гипертонической болезнью?

11. Испытываете ли Вы стресс, если да, то как часто?

12. Есть ли у Вас Атеросклероз?

13. Как много вы двигаетесь в день?

— Постоянно хожу пешком

— Постоянно за рулем

— Веду сидячий образ жизни

14. Есть ли у Вас аппарат для измерения давления?

15. Умеете ли Вы им пользоваться?

— Давление мне измеряют родственники/близкие

Диаграмма №1 сравнительные данные по полу.

По результатам исследования и проведения анкетирования мы видим, что большинство пациентов с ГБ составили женщины.

Диаграмма № 2 сравнительная диаграмма по возрасту.

Большинство страдающих ГБ старше 55 лет 60%

Сравнительный анализ анамнестических данных здоровых и больных ГБ

Перенесенные, сопутствующие заболевания

Контроль уровня АД

Сопоставление анамнестических данных испытуемых основной и контрольной групп установило более высокую степень стрессовой нагрузки..

При статистической достоверности различий в группе гипертонических больных она составляла 80%, т.е достоверно выше чем у здоровых 46,6%. В 53.3% в основной группе, т.е меньше чем у здоровых 60% был установлен факт вредных привычек. При исследовании наследственной предрасположенности было показано ее достоверное преобладание в группе больных с гипертонической болезнью (40%) по сравнению с соответствующими показателями у здоровых ( наследственная предрасположенность 26,6%).

Клиническая оценка степени тяжести заболевания.

Степень тяжести заболевания

Гипертоническая болезнь 1 стадии

Гипертоническая болезнь 2 стадии

Гипертоническая болезнь 3 стадии, риск 4

Как видно из диаграммы Гипертоническая болезнь 3 стадии, риск 4 53% занимает 1 место, на втором Гипертоническая болезнь 1 стадии 27% и на 3 месте Гипертоническая болезнь 2 стадии 20%.

Сопутствующие психовегетативные симптомы

Психо — эмоциональное напряжение

Основными сопутствующими психовегетативными симптомами являются: головные боли 32%, психо — эмоциональное напряжение 21%, пониженное настроение 26%, депрессия 13%, и реже всего встречается астения 20, 8%.

Анализ данных по анкете №2.

Таким образом, у пациентов до проведения курса бесед выявлен высокий уровень информированности о наличии артериальной гипертонии (АГ), факторов риска у 45%, приверженности к лечению у 71%, высокое качество жизн и у 13% , частые гипертонические кризы у 32%, побочные эффекты лекарственной терапии отметили у себя 30% пациентов. Лишь 29% пациентов самостоятельно контролиролируют АД

По моему мнению, полученные результаты являются существенными. Они демонстрируют, что приверженность больных ГБ к лечению потенциально прогнозируема, при этом факторы, влияющие на этот прогноз, могут быть выделены, измерены и корригируемы. Для обоснования прогностической ценности этих положений в рамках исследования был выполнен модельный эксперимент.

Интегральные показатели приверженности к лечению

Анкетирование проводится с целью выявить знания населения, полученные в ходе проведения мероприятий в рамках Всемирного дня здоровья, проводимых в апреле 2015 года, а также выявления профилактических навыков по сохранению своего здоровья и окружающих людей.

1. Правильный ответ — 1 балл, всего правильных ответов – 19.

19 баллов — информация доведена качественно.

10 баллов – информация была предоставлена не в полном объёме.

0-5 баллов — информация была предоставлена некачественно.

2. Ответ на пятый вопрос:

6 баллов — знание мер профилактики гипертонии 100 процентов.

4 балла — знание мер профилактики гипертонии 80 процентов.

0-2 балла – отсутствие знаний профилактики гипертонии.

3. Ответ на шестой вопрос:

3 балла — знание симптомов гипертонии 100 процентов.

0-1 балл – отсутствие знаний симптомов гипертонии.

Результаты анкетирования предоставляются отделу гигиенического воспитания для подготовки сводной оценки по краю.

Анкета для опроса пациентов

Московский городской фонд обязательного медицинского страхования, изучая отношение населения к реформам в системе медицинского обслуживания, убедительно просит Вас высказать свое мнение, ответив на вопросы нашей анкеты.

Заполнить анкету несложно. Ко многим вопросам анкеты даются возможные варианты ответов. Выберите из предложенных ответов тот, который соответствует Вашему мнению, и отметьте его. Если ни один из предложенных вариантов ответа Вас не устраивает, напишите ответ сами.

Анонимность Ваших ответов гарантируется!

Заранее благодарим за сотрудничество!

Просим Вас ответить на вопросы, касающиеся Вашего здоровья

1. Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?

1. Хорошее => переходите к вопросу 3

2. Чем Вы объясняете состояние своего здоровья? (можно указать несколько ответов)

2. Неудовлетворительным экологическим и санитарным состоянием района проживания (работы)

3. Рабочей перегрузкой

4. Отсутствием возможности регулярного отдыха

5. Плохим питанием

6. Длительной конфликтной ситуацией дома

7. Длительной конфликтной ситуацией на работе

8. Невниманием к своему здоровью, вредными привычками

9. Недоступностью качественной медицинской помощи

10. Наследственной предрасположенностью

11. Последствиями войны

12. Другое (напишите)

3. По поводу каких заболеваний Вы обращались в поликлинику за последний год? (можно указать несколько ответов)

1. Болезни сердца и сосудов (ИБС, гипертоническая болезнь, стенокардия, инфаркт миокарда, атеросклероз, аритмия, тахикардия, ревматизм, порок сердца, инсульты, варикозное расширение вен, тромбофлебиты и др.)

2. Болезни органов пищеварения (болезни зубов и полости рта, пищевода, гастрит, дуоденит, энтерит, колит, холецистит, желчно-каменная болезнь, панкреатит, гепатит, цирроз печени, язвенная болезнь, грыжа и др.)

3. Болезни опорно-двигательного аппарата (заболевания суставов, искривление позвоночника, радикулит, остеопороз, остеомиелит, остеохондроз, грыжа позвоночника и

4. Болезни органов дыхания (бронхиальная астма, бронхит, пневмония, эмфизема, пневмосклероз, аллергические и вазомоторные риниты, назофарингит, синусит, грипп, ОРВИ и др.)

5. Эндокринные заболевания (диабет, болезни щитовидной железы, гормональные нарушения и др.)

6. Болезни мочеполовой системы (гинекологические заболевания, аденома предстательной железы, простатит, мочекаменная болезнь, пиелонефрит, гломерулонефрит, гематурия, цистит и др.)

7. Болезни нервной системы (паркинсонизм, тремор, эпилепсия, рассеянный склероз, мигрень и др.)

8. Болезни уха (отит, болезни слухового нерва и др.)

9. Болезни глаз (катаракта, глаукома, болезни сетчатки и др.)

10. Онкологические заболевания

11. Кожные болезни (дерматит, псориаз, лишай, крапивница, болезни ногтей и др.)

12. Расстройства психики и поведения

13. Болезни крови и иммунодефициты

14. Травмы, ожоги, обморожения, отравления и их последствия

4. Страдаете ли Вы хроническими заболеваниями?

2. Нет => переходите к вопросу 10

5. Состоите ли Вы на диспансерном учете?

6. Проходите ли Вы ежегодное диспансерное обследование?

1. Не имею => переходите к вопросу 10

2. Оформляю сейчас => переходите к вопросу 10

3. Имею III группу

4. Имею II группу (с правом работы)

5. Имею II группу (без права работы)

6. Имею I группу

7. Инвалид детства

8. В результате реформы по монетизации льгот Вы выбрали получение:

1. Льготных лекарств

2. Денежной компенсации => переходите к вопросу 10

9. Возникали ли у Вас трудности в получении льготных лекарств?

При выписке рецепта в поликлинике

При получении лекарства в аптеке

10. Пользуетесь ли Вы услугами народных целителей, гомеопатов, экстрасенсов и т.п.? (можно указать несколько ответов)

1. Пока ни разу не приходилось => переходите к вопросу 12

2. Обращался(лась) к гомеопату

5. К разным целителям

6. Другими услугами (напишите)

11. Помогло ли Вам это нетрадиционное лечение?

4. Затрудняюсь ответить

12. В случае болезни обращаетесь ли Вы за помощью в Храм?

1. Да, и это моя основная опора

2. Да, но у меня есть и другие формы поддержки

3. Нет, не обращаюсь

13. Как Вы питаетесь?

4. Скорее хорошо => переходите к вопросу 15

5. Хорошо => переходите к вопросу 15

6. Затрудняюсь ответить => переходите к вопросу 15

14. С чем Вы связываете плохое питание? (можно указать несколько ответов)

1. С материальными трудностями

2. С режимом работы

2. Нет => переходите к вопросу 19

16. Предоставляет ли Ваш работодатель какую-либо поддержку при получении медицинской помощи?

2. Нет => переходите к вопросу 19

3. Затрудняюсь ответить => переходите к вопросу 19

17. Каким образом работодатель оказывает Вам поддержку? (можно указать несколько ответов)

1. Организует медицинские пункты

2. На предприятии имеется медицинское учреждение для работников (например, поликлиника, МСЧ)

3. Предоставляет санаторное лечение

4. Предоставляет дополнительное медицинское страхование (в форме добровольного медицинского страхования)

5. Производит оплату (полную или частичную) медицинской помощи

6. Другое (напишите)

18. Какой вид медицинских услуг был предоставлен Вам за счет Вашего работодателя за последний год? (можно указать несколько ответов)

1. Лечение в поликлинике

2. Лечение в больнице

3. Лечение в медицинском учреждении предприятия

6. Стоматологическая помощь

8. Другое (напишите)

9. Я не пользовался(ась) никакими медицинскими услугами со стороны работодателя

Просим ответить на вопросы, связанные с Вашими контактами с системой здравоохранения (без учета стоматологической помощи)

19. Где Вы обычно лечитесь? (можно указать несколько ответов)

1. В районной поликлинике по месту прописки

2. В поликлинике по месту фактического проживания

3. В ведомственной поликлинике

4. В платных учреждениях

5. Другое (напишите)

20. Оцените качество оказываемых Вам медицинских услуг. Оцените степень удовлетворенности по шкале от 1 до 5

(1 — очень плохое качество, 2 — плохое, 3 — удовлетворительное, 4 — хорошее, 5 — очень хорошее, 6 — затрудняюсь ответить):

http://zdorovo-zhivi.ru/anketa-po-gipertonicheskoj-bolezni.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *